Целевая установка:
создание условий для понимания детьми своей принадлежности к белорусскому народу;
развитие познавательного интереса к истории своей страны, родного города (деревни);
воспитание чувства любви и уважения к Отечеству, гордости за родной край.
Оборудование: запись Государственного гимна Республики Беларусь (https://adu.by/ru/ Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь. Праслухаць Дзяржаўны гімн); учебное издание «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку», музыкальный материал: «Мой родны кут» (муз. И.Лученка, сл. Я.Коласа), «Радзіма мая дарагая…» (муз. В.Оловникова, сл. А.Бачило).
Ход занятия
- Вводная часть. (Звучит музыкальное произведение про Беларусь.)
Вступительное слово учителя.
Вы – жители красивой и замечательной страны – Республики Беларусь. Это земля, на которой вы родились, где вы учитесь и будете работать. Земля, где живут ваши родители, дедушки, бабушки и все мы.
Перед вами лежит необычная книга. Ее подарил всем первоклассникам Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. У нашего Президента очень много важных дел, но он всегда помнит о вас и обращается к вам с напутственными словами. (Зачитывается обращение Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Мой юны сябра!», с. 3).
На фоне песни «Мой родны кут» учитель рассказывает:
Эта книга позволит вам расширить и углубить знания об истории нашего Отечества. Вы узнаете, чем славится наша Родина, какие усилия прилагает белорусский народ для того, чтобы Беларусь процветала, жила в мире и согласии с другими государствами.
Учитель организует работу с материалами раздела «Мы, народ Рэспублікі Беларусь …» (учебное издание «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку», с. 4-5).
Как вы понимаете выражение: «Беларусь – это МЫ»?
Подготовленные учащиеся читают стихотворения о Беларуси.
Твар румяненькі,
белая хустачка.
Я ўжо ведаю,
я – беларусачка!
І хачу так,
як тата і мама,
родны край свой любіць
я таксама.
Алесь Бадак
Я – беларус маленькі
з блакітнымі вачыма.
Хачу і я,
каб лепей жыла мая Радзіма.
Мікола Маляўка
- Основная часть.
Учитель может организовать работу, используя материал раздела «Нашы святы» из учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку».
Что такое праздник? (Высказывания учащихся)
Учитель предлагает обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова. (Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь, какого-то события.)
Какие праздники вы любите больше всего? Почему?
Каждый из праздников связан с какой-то традицией, обычаем, событием истории, памятной датой.
У вас на партах карточки с названиями праздников и их датами. (Учитель заранее готовит карточки).
Группам учащихся предлагается выполнить задание: соотнести даты праздников с их названиями. (Учащиеся, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующее ей название.)
3 июля
| День Независимости Республики Беларусь |
15 марта | День Конституции |
23 февраля
| День защитника Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь |
9 Мая | День Победы |
1 Мая | Праздник труда |
1 января | Новый год |
1 сентября | День знаний |
Учитель сообщает, что сегодня разговор пойдет об одном очень важном государственном празднике, который наша страна начала отмечать с сентября 2021 года.
Знаете ли вы, как называется праздник 17 сентября?
Чтобы вы догадались, о каком названии идет речь, необходимо выполнить задание, в котором надо расшифровать слова.
Задание:
Первое слово – это часть суток. (Ответ: день)
Второе слово нужно составить, выбрав заглавные буквы
арНмсАРдОлдДсуНоеОяГмО (Ответ: народного)
Третье слово получится, если расшифруем формулу: 1 — ица + ствол — ол + а (Ответ: единства)
На доске появляется название праздника: День народного единства.
Что же это за праздник – День народного единства?
Этот праздник был учрежден в нашей стране в 2021 году и будет отмечаться ежегодно 17 сентября как день воссоединения Западной и Восточной Беларуси. Именно 17 сентября 1939 года стало началом воссоединения Западной и Восточной Беларуси, которая была разделена в 1921 году по условиям Рижского мирного договора. Восстановленное в 1939 году единство территории страны, семей, белорусского народа в целом позволило Беларуси вместе со всем советским народом выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.
Как вы понимаете, что это такое – единство? (Высказывания учащихся)
Учитель читает рассказ Льва Толстого «Отец и сыновья».
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили они в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Сыновья легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит…
А как вы думаете, что сказал отец? (Учащиеся предполагают, что он сказал. Учитель дочитывает рассказ.)
«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».
Если наш народ объединится, то его никто не победит. Так действовал наш народ, когда беда подступала к родной земле.
Учитель может организовать беседу, используя материал раздела «Заўсёды ў памяці народнай» из учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку».
Что помогло победить врага? (Единение народа.)
Учитель предлагает учащимся составить цветок единства (на партах лепестки от цветка василька, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта.)
Единство – это объединение всех людей.
Единство – это согласие народа.
Единство – это вера и надежда.
Единство – это мир и дружба.
Единство – это доброта, понимание и прощение. (На доске появляется цветок единства.)
А в какой народной сказке мы встречаемся с проявлением единства и согласия ее героев?
В сказке «Репка» именно благодаря единству и согласию герои оказались способными вытащить из земли огромную репку. В этой сказке заложена народная мудрость: общая цель достигается совместными усилиями.
Учитель сообщает, что в русском языке много пословиц о согласии. Далее учащимся предлагается принять участие в конкурсе «Собери пословицу», который будет способствовать осмыслению ценности народного единства в жизни человека, государства. (Класс делится на три группы.)
- Задание 1: да, лад, Согласие, клад, дела, для, общего (Согласие да лад – для общего дела клад.)
- Задание 2: жить, Без, невозможно, согласия (Без согласия невозможно жить.)
- Задание 3: лад, не, согласия, дело, пойдёт, Без, на (Без согласия дело на лад не пойдёт.)
После составления пословиц, учащимся предлагается объяснить смысл (значение) каждой пословицы.
Учитель подводит итог: если не было единства и согласия, наступала беда. Об этом мудро написал И.А. Крылов в басне «Лебедь, щука и рак».
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело – только мука.
Итак, когда можно добиться успеха в любом деле?
III. Подведение итогов.
Возьмитесь за руки, образуйте неразрывную единую цепочку и из этой цепочки образуйте сердце. Оно будет обозначать любовь к вашей Родине.
День народного единства – новый государственный праздник. На празднике всегда звучат пожелания. Давайте встанем в круг, положим ладони на ладони и скажем, какие пожелания вы бы хотели произнести в адрес всех людей Беларуси? (Высказывания учащихся)
Я желаю всем белорусам …
Я желаю, чтобы …
Я желаю жить в …
Сплоченность, единство, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться. Оставайтесь всегда патриотами нашей Республики Беларусь!
На данном этапе урока для рефлексии учитель может организовать викторину «Достижения Республики Беларусь», используя материал разделов «Зроблена беларусамі» из учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку».
Также можно запланировать и обсудить с учащимся участие в посадке деревьев у школы, выставках рисунков учащихся «Мирная, светлая, чистая, единая страна – Беларусь», «Моя малая Родина».
Данные материалы носят рекомендательный характер. Каждый педагог может использовать их либо непосредственно, либо в качестве конструктора, позволяющего выстроить урок в соответствии с особенностями и традициями класса, школы, региона.
Основная идея урока: показать, как историческое прошлое и традиции объединяют народ.
Целевая установка:
способствовать осознанию учащимися принадлежности к белорусскому народу, объединенному общей историей и традициями;
воспитывать у учащихся гражданственность, патриотизм, формировать национальное самосознание.
Основные этапы урока
Вводный этап
Вступительное слово учителя.
17 сентября в нашей стране отмечается государственный праздник – День народного единства. Этот праздник был учрежден 7 июня 2021 года указом Главы государства. Выбор даты для праздника был обусловлен событиями истории нашей Родины. 17 сентября 1939 года стало началом воссоединения Западной и Восточной Беларуси, которая была разделена в 1921 году по условиям Рижского мирного договора.
Учащимся предлагается высказать мнение по следующим вопросам:
— Как вы понимаете значение слова «единство»?
— Как вы думаете, что объединяет и сплачивает народ?
Основной этап
Основной этап урока включает два блока, раскрывающих его основную идею: «В историческом прошлом – единство народа» и «Традиции народа – залог его единства и согласия».
В целях реализации первого блока «В историческом прошлом – единство народа» учитель заранее предлагает учащимся ознакомиться с материалами интернет-портала president.gov.by, раздел «История Беларуси» (https://president.gov.by/ru/president/detjam/history), где в доступной форме для учащихся данного возраста излагается история нашей страны.
Справочно. Первой известной датой в истории нашей страны является 862 год – год упоминания Полоцка и Полоцкого княжества, являвшегося первым государственным образованием на территории нашей Родины. Немного позднее, под 980 годом, летописи указывают Туровское княжество. Полоцкое и Туровское княжества – первые государственные образования на территории нашей Родины.
Образование государств дало толчок развитию культуры, письменности, религии. В это время белорусы принимают христианство. Его распространение на территории Беларуси связано с деятельностью Евфросинии Полоцкой.
В XIII веке наши предки объединились с балтами в государство – Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (ВКЛ). Это была мощная держава, включавшая в себя земли современных Беларуси, Литвы, Киевской, Черниговской и Волынской областей Украины и запада России от Балтики до Черного моря.
В 1569 году Великое Княжество Литовское и Королевство Польское объединились в Речь Посполитую. Однако постоянные войны и внутренние противоречия ослабили Речь Посполитую, и она в конце XVIII века была разделена между другими странами. Белорусские земли вошли в состав Российской империи.
На протяжении XIX-начала XX веков территория Беларуси не раз становилась ареной вооруженных конфликтов: вторжение армии Наполеона (1812), Первая мировая война (1914-1918).
После Октябрьской революции 1917 года установилась советская власть. 1 января 1919 г. – провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика, что положило начало самостоятельности белорусского народа. В 1922 году БССР вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
После русско-польской войны (1919–1921) был подписан Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси отошли к Польше и находились в ее составе до осени 1939 года.
Самым трагичным периодом истории для белорусского народа стала Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года. Почти три года Беларусь находилась в оккупации и была освобождена только в июле 1944 года.
В послевоенное время все силы белорусского народа были направлены на восстановление страны, возрождение городов и деревень. Благодаря общему труду и энтузиазму белорусов наша страна стала развитым промышленным центром Советского Союза.
В 1991 году Советский Союз распался, Республика Беларусь объявила себя независимым, самостоятельным государством. 19 сентября 1991 г. – принято название государства – Республика Беларусь.
15 марта 1994 года был принят Основной Закон нашей страны – Конституция Республики Беларусь, регулирующая все сферы жизни белорусского общества.
Сегодня наша страна является европейским государством с развитой экономикой, промышленностью и образованием.
Сегодня невозможно представить современную политическую карту мира без Беларуси. Наша страна – родной дом для более 9 млн. граждан, фундамент которого создавался многими поколениями белорусов. Нас всегда связывало стремление быть хозяевами на своей земле, жить своим умом, не подчиняясь указке извне.
Далее учитель обращается к учащимся.
Ребята, вы заранее ознакомились с основными событиями истории нашей страны. Подумайте и ответьте на следующие вопросы:
— Какие события из истории нашей страны способствовали объединению белорусского народа? Аргументируйте свое мнение (первые государственные образование на территории Беларуси, события 17 сентября 1939 года, ставшие началом воссоединения Западной и Восточной Беларуси).
— Великую Отечественную войну называют ярким примером народного единения. Как вы думаете, почему?
В рамках второго блока «Традиции народа – залог его единства и согласия» учитель акцентирует внимание учащихся на следующем:
Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцке избрание князя, заключение договоров с другими городами, вопросы мира и войны решались горожанами на вече. Идеи народного вече и народовластия, прообраз которых зародился в княжествах Киевской Руси, продолжили свою жизнь во Всебелорусских съездах, советах и в наши дни трансформировались во Всебелорусское народное собрание.
Соблюдение обрядов, следование народным традициям, совместные праздники – важное средство объединения людей. Каждая нация гордится своим духовным и культурным наследием, которые воспитывают и формируют национальную самобытность и национальное самосознание. Традиции включают все самое ценное и важное из привычек и обычаев народа, практического опыта предков, того, что нужно передать будущим поколениям. Есть традиции прошлого и современные традиции. Например, толока – или по-другому коллективная работа, добровольная и бескорыстная – одна из самых древних традиций. Именно толокой предыдущие поколения строили дома, собирали урожай и заготавливали дрова на холодное время года. Весной и осенью вместе выходили на полевые работы. Ну, а после завершения работы устраивали праздник.
Белорусский народ продолжает писать свою историю. Новый праздник, День народного единства, еще не имеет устоявшихся традиций. Но начало уже положено. Одной из площадей Могилева присвоили имя – площадь Единства. На площади возведена скульптура из мансуровского гранита. Автор проекта – мастер Александр Миньков. Венчает памятный знак василек, по бокам от него размещается белорусский орнамент, такой же, как на Государственном флаге. Каждый элемент здесь символичен: василек обозначает святость, чистоту, честь, нежность и доброту, олицетворяет простоту и красоту одновременно. Орнамент – символ древней культуры белорусского народа, его духовного богатства. Содержание орнамента повествует о хлебе, урожае и продолжении рода, прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека. https://mogilev-region.gov.by/news/v-mogileve-prazdnuyut-den-narodnogo-edinstva-na-ploshchadi-edinstva-otkryli-pamyatnyy-znak
Далее учитель предлагает учащимся разделиться на 4 группы, разработать и нарисовать свой символ праздника Дня народного единства, предложить традиции его празднования.
В завершении данного этапа урока учащиеся демонстрируют свои работы.
Заключительный этап
Уроки прошлого, богатый опыт наших предков показывают, что только объединившись можно построить дом, собрать урожай, защитить от врага свою страну. Сообща мы сможем внести свой вклад в развитие нашей Родины.
Вопросы для обсуждения:
— Почему важно сохранять традиции, заложенные нашими предками? Поясните вашу точку зрения.
— Какие праздники, на ваш взгляд, отражают единство нашего народа? Почему?
На данном этапе урока для рефлексии учитель может организовать викторину «Достижения Республики Беларусь», используя материалы проекта «Традиции суверенной Беларуси» (https://tradicii.belta.by/).
Также можно предложить учащимся после урока начать создание на страничке класса в соцсетях раздела «Традиции, которые нас объединяют». Данный творческий проект может быть реализован в течении всего учебного года.
Мероприятия в честь Дня народного единства состоятся также 17 сентября 2022 года в рамках шестого школьного дня. Предлагаем включить в тематические планы следующие мероприятия: выставка плакатов и рисунков «Беларусь единая»; посадка деревьев «Аллея народного единства»; интерактивная игра «Мы – будущее процветающей Беларуси»; круглый стол «Мы – этой земли продолжение»; молодежная акция «Беларусь у маім сэрцы»; исторический квиз «Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее»; час патриотизма «Мы – едины. Мы – сердце великой страны», мероприятия на базе школьных музеев (музейных комнат) и другие.
Данные материалы носят рекомендательный характер. Каждый педагог может использовать их либо непосредственно, либо в качестве конструктора, позволяющего выстроить урок в соответствии с особенностями и традициями класса, школы, региона.
Целевая установка урока: формировать у учащихся осознанное уважительное отношение к государственному празднику «День народного единства», активную жизненную позицию, способствовать осознанию учащимися принадлежности к белорусскому народу, объединенному общей историей и традициями; воспитывать у учащихся гражданственность, патриотизм, формировать национальное самосознание.
Основные этапы урока
- Вводный этап
Вступительное слово учителя.
В 2021 году в календаре Республики Беларусь появился новый государственный праздник, который отмечают 17 сентября – День народного единства. Дата неслучайная: 17 сентября 1939 года началось воссоединение Западной и Восточной Беларуси. Этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора. Восстановленное единство позволило Беларуси выстоять в Великой Отечественной войне, стать одним из соучредителей ООН.
Вопросы для обсуждения:
Во время открытого урока «Историческая память – дорога в будущее» Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко задал вопрос: «Что помогало нашим предкам выжить в этой сложнейшей геополитической ситуации?». Как бы вы ответили на этот вопрос?
В развитие разговора рекомендуется посмотреть фрагмент документального фильма «Рубеж. Объединение». Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко (https://www.tvr.by/videogallery/khronikalno-dokumentalnye/rubezh/razedinenie/, 1:24-2:23).
Как вы считаете, в чем состоит суть народного единства?
Беларусь всегда славилась традициями, добрыми, уважительными отношениями между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Патриотизм, народные ценности и нравственные идеалы, подлинная сплоченность общества, основанные на общем прочтении исторических христианских традиций и видении будущего – это основополагающие концепты народного единства»?
- Основной этап урока
Новый праздник – повод задуматься о значении памяти и собственной истории, о том, что замалчивание ее страниц не проходит бесследно. Воссоединение белорусского народа в 1939 году стало важнейшим событием в его судьбе. Вспоминая события прошлого, мы должны понимать, что наши действия должны быть направлены на предупреждение общественных конфликтов, социальной и политической вражды, потери государственного суверенитета. Нам нужно научиться слушать и слышать друг друга, уважать разные мнения, стремиться к согласию. Традиции празднования Дня народного единства только начинают складываться. Важно, чтобы каждый белорус нашел в этом празднике личный смысл.
Вопросы для обсуждения:
Как вы считаете, что может объединить народ?
Назовите страницы истории нашей страны, когда белорусы демонстрировали свое единство.
Белорусская столица отпраздновала 955-й день рождения. Как вы считаете, почему белорусский народ вправе гордиться историей столицы своего независимого государства?
Как в словах Государственного гимна Республики Беларусь отражена значимость единства народа страны в современном мире?
Назовите, в каких населенных пунктах нашей страны появились памятные знаки, посвященные Дню народного единства.
Можно заранее предложить учащимся подготовить информацию о памятных знаках, посвященных Дню народного единства, которые появились в населенных пунктах нашей страны, и представить ее на уроке. Также можно использовать материалы «Інфармацыйна-асветніцкая інтэрактыўная карта «Вуліцы/завулкі/плошчы, названыя ў гонар падзей 17 верасня 1939 года, у населеных пунктах Рэспублікі Беларусь» (https://adu.by/ru/homepage/novosti/prazdniki-i-znamenatelnye-daty/4642-da-dnya-narodnaga-adzinstva.html)
Справочно:
Брест. В городском парке на месте захоронения воинов Красной Армии, погибших при освобождении Западной Беларуси в 1939 году, установлена мемориальная доска.
Гомель. На одном из зданий центрального гомельского проспекта создали масштабный мурал площадью 160 квадратных метров. Авторы проекта – молодые гомельские художники. Главный посыл мурала – «Мы – одно целое».
Могилев. Площади, примыкающей к Могилевскому областному лечебно-диагностическому центру и торговому центру «Атриум», присвоили имя – площадь Единства. На площади возведена скульптура из мансуровского гранита. Автор проекта – мастер Александр Миньков. Венчает памятный знак василек, по бокам от него размещается белорусский орнамент, такой же, как на Государственном флаге Республики Беларусь. Каждый элемент здесь символичен: василек обозначает святость, чистоту, красоту, честь, нежность и доброту, олицетворяет простоту и красоту одновременно. Орнамент – символ древней культуры белорусского народа, его духовного богатства. Содержание орнамента повествует о хлебе, урожае и продолжении рода, прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека. На памятном знаке размещена табличка: «Памятны знак усталяваны 17 верасня 2021 года ў Год народнага адзінства як сімвал сувязі часоў, пакаленняў і яднання беларускага народа. Васілёк – сімвал Радзімы і прыгажосці, ручнік – чысціні і Бацькаўшчыны, арнамент – дабрабыту і багацця. У гэты дзень у 1939 годзе пачалося ўз’яднанне Заходняй і Усходняй Беларусі».
- Заключительный этап.
Сплоченность, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться.
Сегодня белорусский народ един в выборе стратегического курса на развитие сильной, суверенной и процветающей страны, несмотря на внешние вызовы и угрозы, беспрецедентное давление и гибридную войну, развязанную против нас.
«Нам надо выстоять. Только так мы сможем передать будущим поколениям нашу Беларусь – социальную, высокотехнологичную, экологичную страну с развитыми промышленностью, энергетикой, сельским хозяйством и сильными регионами». Эти слова Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко – мощный посыл для нас, белорусов, которые свое право «людзьмі звацца» добыли потом и кровью и отдавать его никому не намерены.
Вопросы для обсуждения:
Какое значение имеет дата 17 сентября 1939 года для белорусского народа?
Как вы понимаете слова «Люди сильны друг другом»?
В чем значимость государственного праздника Дня народного единства для современной Беларуси?
Вы – наше будущее, поэтому должны чтить и уважать традиции своего народа, любить и оберегать свою страну. Сегодня каждый из вас может написать свою страницу в истории своей страны. Оставайтесь всегда патриотами Республики Беларусь.
На данном этапе урока можно обсудить с обучающимися будущее участие в следующих мероприятиях:
выставке плакатов и рисунков «Беларусь единая»;
посадке деревьев «Аллея народного единства»;
диалоговой площадке «Вместе мы едины»;
интерактивной игре «Мы – будущее процветающей Беларуси»;
интеллектуальном баттле «Единство – в нас»;
круглом столе «Мы – этой земли продолжение»;
молодежной акции «Беларусь у маім сэрцы»;
историческом квизе «Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее»;
часе патриотизма «Мы – едины. Мы – сердце великой страны».
Мероприятия в честь Дня народного единства состоятся также 17 сентября 2022 года в рамках шестого школьного дня. Можно включить в тематические планы мероприятия, перечисленные выше.
Данные материалы носят рекомендательный характер. Каждый педагог может использовать их либо непосредственно, либо в качестве конструктора, позволяющего выстроить урок в соответствии с особенностями и традициями класса, школы, региона.